воскресенье, 28 октября 2012 г.

НАДУВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИЗ БЕТОНА


В начале 70-х годов в Португалии был невиданный урожай винограда и других фруктов. Однако радость виноделов вскоре была омрачена возникшей проблемой — существующие винные хранилища не могли вместить даже части заготовленной продукции. Вино успело бы перебродить, прежде чем построили традиционные бочки-гиганты.
Спасение пришло неожиданно. Строители в спешном порядке стали надувать огромные мешки и прямо на них набрызгивали бетон. После того, как бетон застывал, воздух выпускали и' мешок вытаскивали. В бетонные бочки заливали вино. Так за месяц были построены прочные хранилища, спасшие несколько миллионов литров вина.
Этот эпизод заставил специалистов вспомнить о перспективном изобретении нашего соотечественника Сумского, который еще в 1893 г. предложил аэробалки (патент США № 511472).
Аэробалка — это тканевая оболочка с воздухонепроницаемой пленкой внутри, наполненная сжатым воздухом. Если внутри оболочек создать избыточное давление, способное удержать вес строительных материалов, то надувная камера будет отменной опалубкой, вес которой в десятки раз меньше деревянных и металлических. Пневмоопалубка упаковывается в небольшие емкости, удобные для перевозки, причем поставить ее в рабочее положение или разобрать можно за несколько часов. Никаких подъемных механизмов, кроме компрессора или вентилятора, при этом не требуется.
Однако, чтобы оболочки могли удержать сырой бетон, требовалось избыточное давление в десятки раз большее. Материалы, из которых надували пролеты в 40—60 м, будучи примененными в качестве опалубки, могли удерживать на себе пролеты не более 9—12 м. Малая несущая способность надувных оболочек вынудила искать компромиссные решения.
На поверхность пневмоопалубки бетонную смесь наносили послойно. Первый тонкий слой, затвердев, брал на себя часть нагрузки. Каждый предыдущий слой служил каркасом для последующего.
Специалистам как-то невдомек было спросить у самих себя, почему вместо одной камеры не взять несколько, но меньших размеров. Именно в дроблении таятся неисчерпаемые возможности гшевмоопалубки. Вполне можно обойтись с материалом уже освоенной прочности, не требуется большое избыточное давление. И такая пневмоопалубка, состоящая из набора унифицированных пневматических труб, была предложена (а. с. № 397625). Благодаря составной опалубке представилась возможность строить бетонные сооружения любых размеров и форм, не особо заботясь о повышении несущей способности ткани.
Трубчатые элементы укладывают в штабеля, как бревна, и скрепляют между собой тесьмой. Сверху штабель стягивают пневмотрубчатыми арками, поверх которых расстилают полотно опалубочного щита. Такая опалубка из надувных баллонов позволяет изготовлять железобетонные оболочки двумя способами: пространственным изгибом материалов из плоского листа и набрызгом на комплект ненакачанных матерчатых труб. Надувая опалубку, плоское сооружение превращают в выпуклое. Бетонное сооружение растет на глазах строителей, работа которых теперь сводится лишь к тому, чтобы вскоре свернуть комплект надувных труб и перебазироваться на другой участок.
По второму способу сначала надувают опалубку, а затем набрызгивают бетонную смесь. Существующие агрегаты способны напылять бетона по 1,5 м3/ч, или до 30 м2 бетонируемой оболочки толщиной 5 см.
Опалубка из пневматических труб имеет ряд преимуществ по сравнению с другими конструкциями. Из набора «надувных бревен» можно собрать секции с пролетами в 9, 12, 15, 18, 24 м и т. д. В каждом случае требуется соответствующей величины опалубочный щит. Изнашивается в основном поверхность опалубочного щита — самого дешевого и простого элемента, а пневматические элементы могут служить долго.
Скоростная технология строительства коттеджей, хранилищ, резервуаров, при которой размер и формы стен и потолка задаются набором уложенных в штабеля эластичных труб, наполненных воздухом, позволяет механизировать работы на 85%. Кроме того, наполовину снижаются трудовые, материальные и энергетические затраты.
Применение многоэлементной пневмоопалубки принесет огромную пользу в сельском строительстве, при возведении укрытий для техники, зерна и скота, при постройке помещений для птицы, под производственные цехи. В собранном виде пневмоопалубка и подсобный инвентарь занимают одну автомашину. Для подъема опалубки в рабочее положение требуется один компрессор на колесах.
Строительство пневмонадувных сооружений поставили на поток несколько зарубежных фирм. Так, одна из строительных фирм ФРГ, рекламируя свою продукцию, сообщает: «Чтобы построить небольшое, но вполне сносное жилище, вам понадобится всего лишь 36 мин». Материал, из которого строится дом —жидкий пенопласт. Им обливают надувной резиновый каркас-мешок. Через 15—20 мин жидкий пенопласт застывает— и дом готов. Стравив воздух из мешка-опалубки и вытащив его, можно поселяться в новое жилище. По сообщениям фирмы, такие дома хорошо противостоят ветру, снегу, дождю и землетрясениям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий